MP3 бесплатно 86cb87a7

Дубровин Ю - Эти Трое



Ю.Дубровин
Эти трое
Августовский полдень. Солнце.
Сидя на скамейке, Иван Матвеевич Курилов спорит с Сашей Любимовым.
Час назад Саша проходил по бульвару и увидел своего учителя -
члена-корреспондента Академии наук, тихо и смиренно прогуливавшегося в
тени деревьев. Поздоровался, поговорил о жаре. Сейчас сидит на солнцепеке,
на раскаленной скамейке, не замечая прохожих, криков играющих рядом ребят.
Они в пути. Кругом шелестят заросли формул, выкладок, уравнений... Под
ногами прогибается зыбкая почва предположений, догадок, сомнений. Коварные
ямы, лабиринты и тупики, ложные тропы и непроходимые кустарники замедляют
их движение к истине.
Саша, застряв в пути, отчаянным взором уставился на Курилова, а тот
хитрит и не торопится подбрасывать спасительную мысль.
Мячик, которым играли ребятишки, прыгнул два раза по гравию и попал
точно между спорящими.
- И...эх! - выдохнул с досадой черноглазый шустрый мальчик и побежал за
мячом.
- Не спешите, Саша, - говорит назидательно Курилов и подкидывает мяч
несколько раз.
Саша стремительно несется кратчайшим путем к истине, его феноменальная
память услужливо предоставляет новые и новые данные.
Курилов подкидывает мяч.
Мальчик лет десяти, в белой рубашке, в коротких штанишках с пояском и в
сандалиях, нерешительно стоит перед ними, слушает мудреную Сашину речь и
странно морщится.
- Извините, - говорит он вдруг и излагает формулу, к которой, словно к
финишной ленточке, мчится взволнованный Саша, подстегиваемый колкими
замечаниями Курилова.
Слова мальчика производят на ученых обжигающее действие. Мяч
выкатывается из рук растерявшегося Курилова. Саша замолкает и бледнеет.
Они недоверчиво смотрят на мальчика, а тот приветливо улыбается.
- Я хотел вам помочь, мне показалось - вы в затруднении, - говорит он и
убегает к товарищам.
На скамейке остаются два оцепеневших человека. "Да, да! - думают они. -
Все было именно так, мы сидели и спорили, подошел десятилетний мальчик и
одним махом подвел черту нашему спору. Мальчик свободно оперирует
сложнейшими абстрактными понятиями..."
Испепеляющее любопытство поднимает их со скамейки. Мгновение - и они
возле играющих в мяч.
Задыхающийся от бурного бега Курилов спрашивает черноглазого мальчика:
- Как тебя зовут, малыш?
- Игорь.
Саша Любимов агрессивнее Курилова. Он атакует мальчика вопросом из
анналов ядерной физики.
- А известно тебе, что...
Видимо, мальчику это известно, потому что он расцветает улыбкой,
немедленно выясняет суть вопроса, и в тот момент, когда Курилов, подавляя
невольную зависть, вынимает платок из кармана и начинает обмахиваться,
вопрос решен.
Далее следует заявление мальчика, вежливое и безапелляционное:
- Метод рассуждении, которого вы придерживаетесь, устарел! Представьте
себе, что вы хотите изучить повадку рыб и вытаскиваете для этого рыбу из
воды! Нас учат в школе, что любой вопрос берется в совокупности...
Простите за пример...
Молниеносным движением рука мальчика собирает воедино несколько
неоднородных фактов, сжимает их в кулак, и - происходит чудо! - на
разогнувшейся ладошке возникает ясная, кристальная мысль.
Мысль поражает ученых новизной, в то же время Курилов готов поклясться,
что он приближался к ней. Ну, конечно! Это же грезилось ему однажды...
Москва... беседа с американским физиком... ощущение - вот-вот!..
Грезилось и исчезло. И волшебно возвращено сейчас десятилетним Игорем,
феноменальным мальчиком в белой рубашке и коротких штанишках.
- Что я наделал! - вдруг огорчается маль



Назад