86cb87a7

Дьяконова Н Я - Томас Де Квинси - Повествователь, Эссеист, Критик



Н. Я. Дьяконова
ТОМАС ДЕ КВИНСИ - ПОВЕСТВОВАТЕЛЬ, ЭССЕИСТ, КРИТИК
(1783-1859)
В истории английской литературы нет писателей, так много сделавших для
будущих исследователей, как Томас Де Квинси. Мало того, что последние годы
жизни он посвятил собиранию, систематизированию и публикации своих
произведений, разбросанных в многочисленных "толстых" журналах 1820-1850-х
годов и снабдил их необъятным, чрезвычайно эрудированным комментарием;
самоаналитические оценки автора помогают читателю осмыслить черты и
особенности его поразительной личности, неизменно проявляющиеся во всем, что
он писал, помогают составить представление об истории его длинной жизни, о
развитии его мировоззрения и таланта.
Томас Де Квинси родился в интеллигентной и состоятельной семье - отец его
был коммерсантом - и получил тщательное воспитание и образование. В раннем
детстве (1793) мальчик осиротел. Всю жизнь он помнил, как вместе с домашними
ждал возвращения отца, ждал веселого звона колокольчиков и конского топота, а
увидел неузнаваемое лицо на подушках, в медленно, почти беззвучно едущей
коляске.
Еще раньше и еще тяжелей пережил Де Квинси смерть старшей сестры. Хотя ему
было только шесть лет, в память его навсегда врезалось неподвижное лицо
девочки на фоне синевы неба и сиянья солнца. Характерно, что реальные события
уже в детском его восприятии преображаются: в церкви, обливаясь слезами во
время молитвы, он видит, как в окно плывут белые пушистые облака, и они
представляются ему "белыми детскими кроватками", в которых лежат "умирающие,
плачущие дети"[*De Quincey Th. Autobiographic Sketches // De Quincey'a Works
in 15 vols Edinburgh-Leipzig, 1864. Vol. XIV. P. 23 (в дальнейшем: Works).
Ссылки на другие источники делаются только при отсутствии цитируемого текста в
данном издании].
Непоправимое страдание становится, таким образом первой ступенью душевного
опыта маленького Де Квинси Вторая начинается для него во время войны с
местными ребятишками, в которую вовлекает его старший брат. Детское
воображение превращает постоянные стычки с ними в символ вечного
противостояния и порождаемых им страха одиночества, отчаяния. Так приходит
мальчик к осознании борьбы и страдания как главных законов жизни, и детское
сердце дрожит от боли за всех униженных и угнетенных Ранняя интенсивность
эмоций сопровождается у него ранней зрелостью интеллекта. Школьные учителя не
нахвалятся его филологическими способностями, необычайными успехами в
греческом и латыни. Он жадно поглощает неслыханное число книг, исторических и
художественных. Ему остается только год до окончания школы в Манчестере, но он
в шестнадцать лет обогнал почти всех учителей (не говоря уже об учениках) и
томится от скуки. Напрасно умолял он мать и назначенных отцом опекунов
позволить ему перейти из опостылевшей школы в университет. Они твердо стояли
за соблюдение установленной рутины. В ответ на их отказ мальчик в 1802 году
бежал из школы и после долгих странствий пришел в Лондон.
Начался самый драматический период в жизни Де Квинси. Без денег, без
малейших практических навыков он оказался в огромном неведомом городе, без
друзей и знакомых, без возможности заработать на существование. Лондон был
тогда одновременно и самым богатым, и самым нищим городом: здесь в ходе
промышленной революции складывались капиталы предпринимателей и коммерсантов,
открывалась новая историческая эра - и сюда, из сотен давно описанных
Голдсмитом "покинутых деревень" Англии, стекались десятки тысяч бе



Назад